Вниманию родителей!!!(перейти по ссылке)
ПАМЯТКА ПО АНКЕТИРОВАНИЮ — Образование (скачать в формате PDF)
Задачи музыкального воспитания в семье
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и музыкальное развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют музыкальное развитие ребенка в его жизни.
Начальный период обучения в музыкальной школе, развитие музыкальных способностей, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В младшем школьном возрасте развиваются навыки детей, через развитие музыкальных способностей ребенка, формирование художественного вкуса эстетического развития. На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только знания о музыке, и в силу своих индивидуальных особенностей и природных задатков, имеет возможность развиваться с учётом собственных интересов, стремлений, способностей.
Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития школьника, формируя его, как личность и его психологическую готовность к освоению, познанию.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и их музыкальных предпочтений; музыкально-эстетического развития родителей и их образования; эмоционально-нравственная атмосферы в семье; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование музыкального вкуса школьника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих художественно-эстетическое воспитание ребёнка и музыкального вкуса. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при совместном посещении концертов, театральных постановок.
Изменения в развитии самооценки школьника в значительной степени связаны с развитием музыкально-познавательной деятельности ребенка, его активной реализации в музыкально-художественной сфере. Я.Д. Коломинский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения для профориентации.
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника, младшего школьника более осознанны. На протяжении школьного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение школьника начальных классов начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к исполнительской деятельности (овладение игры на музыкальном инструменте, вокале и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений совместно с взрослыми в семье и школе. Это делает ребенка, младшего школьного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности школьников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в школьном возрасте).
Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления ребенка, школьного возраста — условие положительного влияния семейного воспитания на музыкальное развитие ребенка.
Во-первых, содействие активному формированию и развитию у ребенка музыкальных способностей, которые в первую очередь необходимы для самореализации музыкального потенциала ребёнка. Можно говорить о существовании сенситивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях заинтересованности и активной поддержки родителей, помощь ребёнку в организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
Во-вторых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты, что позволяет формировать свой музыкальный вкус, определяя профориентацию.
В-третьих, можно сделать вывод, что развитие и формирование творческой, креативной личности происходит при взаимодействии родителей и педагогов их желания помочь ребёнку в самореализации, художественно-эстетическом воспитании.
Преподаватель ДШИ №1. Ведищева Ольга Александровна